Накануне в Тюмени собрались представители всех присутствующих в области крупнейших федеральных розничных компаний для обсуждения изменений правил игры на розничном рынке. Формирование механизмов их взаимодействия с местными производителями началось около трех лет назад, когда российские ритейлеры, в традиционной для себя агрессивной манере, начали входить на тюменский рынок. Первым делом, конечно, магазины заняли региональную столицу - Тюмень. Областное правительство заключило с торговыми сетями соглашение, направленное на защиту местных производителей, - их продукции было отведено определенное место на полках и витринах крупных торговых центров в Тюмени. Новое соглашение уже будет предусматривать расширение территории действия - на уровне Тюменской области.
По сути, ограничительные для федеральной розницы меры, в условиях расширения ВТО за счет огромной и не освоенной международными торговыми монстрами России, приобретают иное значение и становятся защитными. О том, как готовятся в УрФО к этому, «Правда УРФО» уже рассказывала. Вице-губернатор Тюменской области Сергей Дегтярь уточняет, что особенности развития местного рынка, при грамотном стратегическом планировании, предоставят крупным ритейлерам значительные преимущества перед глобальными конкурентами.
«При прочих равных я бы хотел остановиться на одной мысли, которую мы хотим донести до российского ритейла в регионах. Так сложилось, что Тюмень сегодня не является городом-миллионником. В этом есть, может быть, свои минусы, но и свои плюсы. Дело в том, что маркетинговые исследования крупных ритейл-сетей предполагают заход компаний только в города-миллионики. Поэтому пока они не обращали особого внимания на Тюмень, здесь устоялся местный, региональный ритейл. То есть это предприниматели, которые начинали с нуля и сегодня позиционируют себя как крепкие региональные сети», - рассказал журналисту «Правды УРФО» господин Дегтярь.
Еще одним фактором, который помог именно региональному ритейлу уверенно укреплять свое положение на рынке, стало расположение в непосредственной близости центров принятия решений. Это позволяет и сегодня оперативно выстраивать отношения как внутри среды, так и между бизнесом и областными властями, которые изначально сделали упор на сохранение и поддержку территориальной розничной торговли. В результате все возникающие по мере развития отрасли вопросы решались без бюрократических проволочек, которые в значительной степени присутствуют в структуре федерального ритейла. Конъюнктура рынка меняется порой очень резко, и оперативность реагирования на изменения становится одним из определяющих факторов выживания. Вместе с тем, как отмечает Сергей Дегтярь, выработанные механизмы взаимодействия сегодня позволяют достаточно безболезненно сосуществовать как федеральным, так и региональным игрокам.
«Мы говорим о конкурентной среде не только и не столько в производстве, а еще и в сфере ритейла. Сейчас в низком старте находятся достаточно сильные логистические центры, прежде всего, европейские, которые работают на мировом рынке. Перехватывать инициативу у иностранного сетевого ритейла - бесполезно и путь в никуда. И основной месседж, который мы хотим донести до розничного бизнеса - это то, что только реализация продукции местного производителя станет важнейшим конкурентным преимуществом. Опереться на них и активно сотрудничать с представителями региональной власти. Тем более что мы всегда открыты для диалога и не дожидаемся каких-то действий, а сами прогнозируем риски и формируем тренды, которые отвечают потребностям прежде всего потребителей и, в том числе, ритейла», - подчеркнул вице-губернатор Тюменской области Сергей Дегтярь.
Примечательно, что сегодня ключевую роль в жизнеобеспечении населения и реализации товаров тюменских производителей сельскохозяйственной пищевой продукции играют крупные сетевые ритейлеры. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области в первом полугодии 2012 года составила 17, 4 % от общего оборота розничной торговли. Тем временем оборот показывает рост - по сравнению с 2011 годом показатель увеличился на 11, 4 процента, составив 112, 8 миллиарда рублей. Тюменская область без автономных округов впервые заняла второе место в Уральском федеральном округе после Свердловской области.
С начала года количество торговых объектов увеличилось на 177 единиц общей торговой площадью около 54, 4 тысячи кв. метров. Статистика показывает, что наряду с увеличением присутствия общероссийских компаний в области активно развиваются и местные сети. В частности, открылся гипермаркет «О, Кей» (общая площадь - 14, 5 тысячи кв. м, торговая - 9 тысяч кв. м. ), магазин федеральной торговой сети «Магнит» (г. Краснодар), дискаунтер «Браво» региональной торговой сети «Пчелка» (г. Тюмень) и продуктовый склад-магазин «Низкоцен» федеральной торговой сети «Холлифуд» (г. Омск).
Совещание по подготовке нового соглашения длилось более трех часов. После обсуждения вариантов представители сетей взяли три дня на изучение вопроса, поскольку процентного соотношения, общего для всех, выработать невозможно из-за очевидной разности в развитии компаний. Но, со слов начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантлеева, не было ни одного представителя, который бы сказал, что это противоречит концепции развития компании.
«Эта пауза нужна, чтобы они осмыслили и сформулировали свои мнения, какую цифру удобно и корректно подписывать на сегодняшний день. Цифры будут у всех разные. Молочная продукция, например, до 60%, хлебная - до 80% и так далее. Потому что у каждой сети свой возможный показатель - у кого-то 10%, у кого-то 30%. Некоторые компании имеют свои фермы и хозяйства, например, «Магнит»: у них свои мощности по выращиванию овощей, и они отвечают требованиям по качеству», - рассказал о ходе совещания господин Пантелеев.
Разумеется, федеральные сети будут рассматривать определение доли присутствия на своих прилавках тюменских товаров с точки зрения целесообразности. Очевидно, что расходы на маркетинг у местных товаропроизводителей не сравнятся с федеральными, а то и международными бюджетами. Впрочем, в пользу местной продукции говорит сформировавшийся спрос, гарантирующий конечным продавцам постоянный оборот. И определенные рекламные действия только укрепят его.
«У многих предприятий нет маркетинговых отделов, и мы берем на себя эту функцию. Уже разработан комплекс мер для того, чтобы качественно продвинуть тюменские продукты. Как-то доработать упаковку, добавить товару маркетинговой составляющей. Сегодня товаропроизводители готовы подписывать первые пилотные соглашения по участию в проекте «Покупаем тюменское», поддержанном губернатором Владимиром Якушевым. Производитель приходит к нам, подписывает бумаги, получает права на использование товарного знака, получает бренд-бук, в котором прописаны правила использования товарного знака на упаковке. Уже есть готовые билборды, баннеры сити-формата, где просто нужно вставить фотографию, цену и можно рекламировать свою продукцию. Подписав соглашения, мы имеем инструменты по продвижению одного и договариваемся со вторым, что эти инструменты будут применяться в сети», - сообщил «Правде УРФО» Андрей Пантлеев.
Свои предложения внесут такие крупные сети, как «Лента», «Метро», «Монетка», «Перекресток», «Мегамарт», «Мосмарт» и другие. О необходимости более четкого позиционирования тюменского продукта говорят и те, кто его производит. По словам первого заместителя генерального директора ЗАО «Птицефабрика Пышминская» Ирины Корниенко, качество местных товаров у жителей Тюменской области уже не вызывает сомнения. Теперь осталось добиться, чтобы запомнилось имя.
«У нас есть яйцо - Пышминское, в Тюменском районе. В то же время в Свердловской области есть в Верхней Пышме. И нас путают очень часто, из «Перекрестка» звонили и уточняли, откуда мы, так как магазины хотели получить продукцию местных производителей. Это в том числе значит, что покупатель более лояльный к продукции. Да, он чуть-чуть дороже покупает, но гарантированно качественное. У нас в регионе очень жесткие ветеринарные службы, тотальный контроль, и это гарантия качества и безопасности. При участии в проекте «Покупаем тюменское» для нас будет выделена полка, ценники, покупатель уже не задумывается, что это и откуда это. Раньше люди бежали за дешевым продуктом, сейчас все-таки не доверяют. Потому что это может быть просроченный продукт, например. Когда товар выделен таким образом, то доверия больше», - подчеркнула в беседе с «Правдой УРФО» госпожа Корниенко.
Вместе с тем рост объемов производства для многих тюменских производителей не является самоцелью, что обусловлено особенностями и естественными ограничениями развития местного бизнеса. Главное, что ждут товаропроизводители от принятых мер и сотрудничества - это стабильности. Что, впрочем, немаловажно и для крупного ритейла.
«У нас валовое производство имеет свой предел. Мы все-таки не заводы, чтобы открывать третьи смены. У нас сельские ограничения по объемам. Есть поголовье, есть клетка, технологический процесс. Бывают периоды, когда ночью дежурят - из-под курицы яйцо выхватывается, например, на Пасху. С сетями стараемся среднегодовую цену выдерживать. Чтобы было понятно, сколько они на нас могут заработать. Летом, по ходу развития рынка, цена обычно держится высокой. В зимний период при этом цена на яйцо бывает ниже, чем на крупном опте. Поэтому яйцо даже с нефтью сравнивают, поскольку цена может резко меняться и нужно уметь его продавать», - приводит актуальное для северного региона сравнение Ирина Корниенко.
Представители федеральных сетей не смогли прояснить свою позицию для «Правды УРФО» в связи с тем, что в данный момент идут согласования по данному вопросу с центральными офисами. Вместе с тем, «Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.
Не забывайте, что самую подробную информацию об организации Пышминская в Тюмени вы всегда можете получить на официальном сайте, в офисе компании или позвонив по телефону ↓
Год основания: 2011
Отзывы о компании
К сожалению, еще никто не оставлял комментарии на этой странице.